09:23 Ноябрь 2017 24
Навигация
· Главная
· Статьи
· Форум
· Новости
· Вопросы
· Ссылки
· Обратная связь
· Фотогалерея
· Файлы
· Поиск

· Календарь Google

· Майский жук-2009
· Майский жук-2010
· Майский жук-2011
· Майский жук-2012
· Майский жук-2013
· Майский жук-2015

· Контакты
· Совет клуба
· Event Calendar
· Facebook Connect
Кто был
yuritch yuritch
13 weeks
Shcheps Shcheps
15 weeks
levchenkolya levchenkolya
23 weeks
ForeverYoung ForeverYoung
32 weeks
sirin sirin
33 weeks
sas sas
36 weeks
IrinaKomanda IrinaKomanda
37 weeks
Dame van der Jahr Dame van der Jahr
46 weeks
Kat
47 weeks
Fornit Fornit
52 weeks
asd
58 weeks
aleks aleks
79 weeks
kaunin
80 weeks
_
95 weeks
Ironic Ironic
97 weeks
$$$
Темы форума
Новые темы
· С Новым годом 2012!
· Кинопостеры 2.0
· Кинопостеры
· Регламент Чемпионата...
· Даугавпилс
Обсуждаемые темы
Нет тем
Последние статьи
· Благодарность тренеру
· Правила подсчёта СИ ...
· Вопросы - собственно...
· Б. Шойхет - Командны...
· Евгений Поникаров "О...
Комментарии...
Новости-
Fornit: Обновленная информация по п...
asd: эх) не успели)
kaunin: В любом случае, отчет о про...
Fornit: Учитывая, массу желающих, о...
asd: А как же отборы?)

Статьи-
asd: Во народ зажигает ... Велик...
scarlet cherry: Здорово! Столько эмоций отв...
maxxx: Ого, какая эпичная дискусси...

Картинки-
Kirill: аквариум дюна
Kirill: чай вдвоем(чайник и две чашки)
asd: Ногу свело Ночные снайперы

Страницы-
sas: Зачем я в твоем КАМИНтарии?
python KAA: СКОРИКтируйте личный состав...
AD: Список участников, проверяй...
DJ DRF: До 50 лет также можно добра...
Dame van der Jahr: фото надо добавитьSmile ники н...

Голосование
Когда вам комфортнее приходить на тренировки в парк Щорса?

Пятница, 18-00
Пятница, 18-00
26% [5 Голосов]

Суббота, 15-00
Суббота, 15-00
42% [8 Голосов]

Ну его, этот свояк
Ну его, этот свояк
32% [6 Голосов]

Голосов: 19
Вы должны авторизироваться, чтобы голосовать.
Начат: 14:46 30 Май 2014
Закончен: 01:07 30 Июнь 2014

Архив опросов
Наша кнопка

Друзья
ИГРА-УКРАИНА
$$$
Иерархия Статей
Раздел статей » Теория игр » Михаил Перлин "Своя игра": что такое хорошо и что такое плохо
Михаил Перлин "Своя игра": что такое хорошо и что такое плохо
Сочинить хороший пакет вопросов для "Своей игры" намного легче, чем для "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринга", тем не менее плохие пакеты встречаются часто, особенно если автор делает это в первый раз. В этой статье я попытался изложить свой взгляд на то, что такое хороший пакет для "Своей игры" и как его написать.
О том, к чему должен стремиться автор.

Пакет вопросов для "Своей игры" должен преследовать 2 цели:
Зрелищную: сделать игру интересной, напряженной, нескучной как для игроков, так и для зрителей.
Спортивную: как можно объективнее распределить игроков по местам в соответствии с их эрудицией, сообразительностью и реакцией.
Об организации процесса.

1. Не используй в качестве источника вопросов исключительно собственную память.

Даже очень разносторонние эрудиты в каких-то областях разбираются хорошо, а в каких-то вообще не разбираются. То есть вопросов на незнакомые им темы они не вставят. Поэтому встречаются пакеты без единого вопроса по истории, литературе или спорту - темам явно заслуживающим внимания.

Можно наметить, что или кого загадать хочешь, а затем искать про них факты. Не про всех, но по крайней мере про некоторых - из "пустующих" областей. Интернет, энциклопедии - все к вашим услугам.

Кроме того, собственная память нередко врет. Особенно часто это случается, когда не хватает 5-го вопроса по теме, и автор "выуживает" из глубин сознания то, что на самом деле случилось в другое время, с другим человеком, в другой галактике...

2. Не пиши все сам.

Очень трудно оценить собственные вопросы, даже "своюшные". Об этом много писалось про вопросы обычные, и добавить уже нечего.

Лучше, если авторов минимум 3. Как и с обычными вопросами, и однобоко не будет, и большинство огрех выявят коллеги, а не те, кто будут на них играть. Тем более что механизма апелляций на "Своей игре" пока нет, а остановка игры для выяснения правильности того или иного факта сильно портит все действо.

Если все же написали все сами, в таком творчестве наверняка будут "ляпы". Что-то слишком сложно, что-то из вопросов на 40 и 50 отвечается на 2-й секунде, где-то лажа, где-то дуальный ответ. Единственный способ выяснить это до игры - проверить на посторонних. Мир велик, электронная почта есть почти везде, а от свежих "халявных" вопросов на тренировку мало кто откажется. Только пусть отчет напишут. При игроках сравнимой эрудиции сам ход игры и результаты совпадают процентов на 80, то есть 4/5 всех ошибок удастся выявить. Количество брака снизится в 5 раз и достигнет приемлемого уровня. Если Вы и этого не сделаете - ждите неприятностей.
О темах.

3. Не делай узкоспециальных тем.

То есть тем типа "Миры Стругацких", "Земфира", "Хоккей на траве" или "Фильмы Рязанова". Попадание фаната данной темы на предмет своих увлечений, особенно в "красном раунде" увеличит его шансы на общий выигрыш раза в 2, ибо он отгребет около 200 очков, а это очень много, и не очень заслуженно - ведь тема всего одна из 12. Остальным же игрокам будет просто неинтересно эту тему играть.

Вместо "Стругацких" уместной будет "Фантастика" (в которой о Стругацких 1-2 вопроса), вместо "Земфиры" - "Музыка", вместо "Хоккея" - Спорт".

4. Не злоупотребляй "узкими" темами.

То есть такими, где которых едва можно сделать 5 вопросов, а 10 - уже сложно. Например, при объявлении темы "Ямайка" сразу ясно, что спросят про ром, Робертино Лоретти и Боба Марли. Все же "Своя игра" - это эрудиция плюс немного реакции и сообразительности, и вводить дополнительный критерий "кто до вопроса сообразит, о чем спросят" совершенно не нужно.

Этот пункт обходится и к темам "матричным", то есть содержащим определенное буквосочетание, например "гром". При объявлении темы у игрока сразу возникают ассоциации: погром, Громозека, Громыко, гром-камень... Чтобы не пересечься, вопроснику нужно быть ну уж очень изобретательным.

Бесспорно, матричные темы украшают игру, да и темы типа "Ямайки" ее не портят. "Не злоупотребляйте" не значит "откажитесь", и допустимое их количество - не более 3 из 12. Иначе игра может превратиться в соревнование "кнопок".

"Изюминки"

Дмитрий Жарков когда-то прислал нам на чемпионат "Свою игру", где темы звучали так: "Мой дядя", "Самых честных", "Правил", "Когда не", В шутку", "Занемог". На мой взгляд, изящно. Другой пример: "Дом", "Стены", "Окна", "Двери", "Пол", "Лестницы". Лучше, если темы будут неоднородными. Если взять "Кофе", "Чай", "Какао", "Сок", "Пиво", "Водка", то волей-неволей придется писать много вопросов про напитки, а однообразие - это скучно.
О самих вопросах.

5. Будь разнообразнее. Чем меньше вопросы будут похожи друг на друга формулировкой и загаданными объектами, тем лучше.

В теме "Оперы" все 5 вопросов могут звучать так: "В этой опере..." (и дальше вкратце следует ее сюжет). Получится неплохо, но почему бы не вставить вопрос про какого-нибудь оперного певца? Или про миланскую или лондонскую оперу? Или про литературного героя, с которым в опере что-либо произошло, например про графа Монте-Кристо? Или про рок-оперу?

А как можно разгуляться в теме "Пол"! И про соответствующие строительные процессы спросить, и про Пола Маккартни (но лучше про Пол Пота, ибо Маккартни ну уж слишком напрашивается, см. Правило 7), и про ПОЛтергейста или НаПОЛеона - для этого совершенно необязательно, чтобы тема была "матричной".

Другой не менее важный аспект - не спрашивайте вещей только из одного культурного слоя. В теме "Литература" можно спросить и про Державина, и про Аксенова, и про Пелевина. Если "зациклиться" только на одном "пласте", то хорошо знающий его наберет много очков, а хорошо знающий другой "пласт" - мало. А спортивно ли это?

6. Старайся спрашивать общепринятые культурные ценности.

В начале 90-х годов эта "звезда" была капитаном девичьей сборной России по баскетболу.
Ответ: Земфира.

Именно так называется наука о кровеносных и лимфатических сосудах.
Ответ: Ангиология.

В 114-й серии сериала "Star Track" он сказал Доктору Споку "не стоит расстраиваться из-за пустяков".
Ответа не знаю.

Эти три вопроса приведены здесь не случайно. Не следует спрашивать малозначительные факты из жизни известных людей, не имеющие сами по себе никакого значения термины, а также факты из областей, мало кого интересующих. И игроку, и зрителю, когда он перестает понимать, о чем идет речь, становится скучно.

7. Не спрашивай банальности.

Не нужно в теме "Афродита" спрашивать про Кипр, в теме "телефон" - про Белла, а в теме "Америка" - про Колумба. Даже в вопросах за 10 очков. Не записывай первое, что придет в голову - просто неинтересно получится. Еще одно преимущество небольшого поиска информации по загаданному объекту - отыскиваются менее тривиальные и "затасканные" факты.

Ильф и Петров во время "мозгового штурма" нередко набрасывали идеи, не совещаясь, а затем то, что совпадало, вычеркивали. Если автор не одиночка, так бороться с банальностями можно, и весьма эффективно.

8. Не пиши вопросы для "Своей игры" так же, как вопросы для ЧГК или брейна.

Вот два примера вопросов для "Своей игры":

Именно в этот день, судя по всему, празднуют свое рождение обитатели места, в котором (судя по началу описания) мечтал бы оказаться любой новый русский.
Ответ: "Видно в ПОНЕДЕЛЬНИК их мама родила" ("весь покрытый зеленью, абсолютно весь").

Закончите фразу Эйнштейна: "Как много мы знаем, и как мало мы..."
Ответ: "...понимаем".

Логические цепочки, замена простых слов сложными определениями, заканчивание цитат и некоторые другие трюки из арсенала вопросников ЧГК, на мой взгляд, тут абсолютно лишние. Пусть некоторые считают "Свою игру" тупым воспроизведением знаний, но она является соревнованием главным образом на эрудицию. А ЧГК - другой жанр.

Это не означает, что вопросы на мышление нужно совсем вычеркнуть. 4-5 таких вопросов из 30 игру оживят, заставят игроков бить себя по лбу "как же я не сообразил!", сделают гораздо интересней. Но необходимо знать меру, а, главное, использовать ограниченный круг ЧГК-приемов.

На мой взгляд, разрешены всего два:

А. Подсказка в вопросе.

Этот римский композитор написал оперу "Сказание о невидимом граде Китеже".
Ответ: Римский-Корсаков.

Б. Про кого-либо или что-либо сообщается малоизвестный факт, по которому ответ можно вычислить. Вычислить, если располагать в этой области определенным кругозором.

Его день рождения, 4 июня отмечается как праздник в вооруженных силах Финляндии.
Ответ: Маннергейм.

Этот российский политик не брезгует выходить на подиум для показа коллекций российского модельера Елены Макашевой.
Ответ: Ирина Хакамада.

9. Не спрашивай факты, уже упоминавшиеся в вопросах ЧГК или брейна.

Следствие лени авторов, любящих писать "из головы". То, что самая крупная клетка - куриное или страусиное яйцо, "логово волчицы" по-французски "Лувр", Льюис Кэрролл был еще и математиком, опытный ЧГКшник ответит на 1-й секунде, не оставив никаких шансов "не членам профсоюза". Поэтому вставлять подобные вопросы просто неспортивно.

10. Давай в вопросе однозначно и по возможности сразу понять, о чем спрашиваешь.

Ел этот зеленый субъект "одну лишь травку", а дружил...
Ответ: с мухами.

А теперь представьте себе, что будет на игре. Игрок нажмет на кнопку после "ел одну лишь травку" (насколько я знаю, на телевидении это невозможно, но в остальном мире - разрешено) и ответит "кузнечик", за что получит минус-очки. Это в том случае, если чтение вопроса после сигнала прекращается, как у нас в Германии. Если нет, игрок дослушает вопрос до конца и благополучно ответит про травку.

Но вот другой вопрос:

Этому футболисту болельщики дали прозвище "Число", а играл он за...
Ответ: "Динамо" (Москва) (Игорь Численко).

Тут игрок, вспомнивший Численко, совсем не обязательно будет знать, за кого он играл. Вопрос превращается в не очень спортивную "подлянку".

Не все, но большинство таких вопросов можно переформулировать:
"С кем дружил зеленый субъект, евший одну лишь травку?",
"За какой клуб играл футболист, прозванный болельщиками "Числом"?
И так далее.

11. Сложность вопроса должна соответствовать его ценности.

Тут нужно в первую очередь ориентироваться на игроков. То, что в школьном чемпионате пойдет на 50, во взрослом "потянет" на 20. Поэтому важно знать, кто будет играть на сочиняемых вами вопросах.

Вопросы соответствуют уровню игроков, если из 6 вопросов за "10" отвечаются все 6, из вопросов за 20 - 5, за 30 - 4, за 40 - 3, за 50 - 2. Итого, если бы игроки не ошибались, то набрали бы вместе 500 очков. Если учесть с одной стороны ошибки, а другой то, что после неправильного ответа остальные еще могут на этом вопросе заработать, сумма в 350-400 очков за раунд указывает на то, что авторы "угадали" со сложностью.

"Изюминки"

Украшают игру 1-2 парадоксальных, веселых вопроса:

Именно это химическое соединение преобладает в кока-коле.
Ответ: вода.

Этот человек назвал свою автобиографию: "Я, Пеле"
Ответ: Пеле ;-)
О разном.

Соблюсти все правила одновременно практически невозможно. Иногда для общей гармонии, стильности, красоты нарушать их не только можно, но и нужно.

Я искренне благодарен авторам плохих, на мой взгляд, вопросов, ставших объектами критики. Буду рад любой полемике на тему написания "Своей игры", дополнениям, а также просто игровым материалам.
Комментарии
#1 | Phil 17:43 02 Декабрь 2008
Полезно и нужно!Cool
#2 | ForeverYoung 17:39 09 Декабрь 2008
отл!
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Events
<< October 2017 >>
Mo Tu We Th Fr Sa Su
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Today:
$$$
$$$
Счетчики

$$$
Время загрузки: 0.04 секунд 14,837,781 уникальных посетителей