23:42 Ноябрь 2017 18
Навигация
· Главная
· Статьи
· Форум
· Новости
· Вопросы
· Ссылки
· Обратная связь
· Фотогалерея
· Файлы
· Поиск

· Календарь Google

· Майский жук-2009
· Майский жук-2010
· Майский жук-2011
· Майский жук-2012
· Майский жук-2013
· Майский жук-2015

· Контакты
· Совет клуба
· Event Calendar
· Facebook Connect
Кто был
yuritch yuritch
12 weeks
Shcheps Shcheps
14 weeks
levchenkolya levchenkolya
22 weeks
ForeverYoung ForeverYoung
31 weeks
sirin sirin
32 weeks
sas sas
35 weeks
IrinaKomanda IrinaKomanda
37 weeks
Dame van der Jahr Dame van der Jahr
45 weeks
Kat
47 weeks
Fornit Fornit
51 weeks
asd
57 weeks
aleks aleks
78 weeks
kaunin
79 weeks
_
94 weeks
Ironic Ironic
96 weeks
$$$
Темы форума
Новые темы
· С Новым годом 2012!
· Кинопостеры 2.0
· Кинопостеры
· Регламент Чемпионата...
· Даугавпилс
Обсуждаемые темы
Нет тем
Последние статьи
· Благодарность тренеру
· Правила подсчёта СИ ...
· Вопросы - собственно...
· Б. Шойхет - Командны...
· Евгений Поникаров "О...
Комментарии...
Новости-
Fornit: Обновленная информация по п...
asd: эх) не успели)
kaunin: В любом случае, отчет о про...
Fornit: Учитывая, массу желающих, о...
asd: А как же отборы?)

Статьи-
asd: Во народ зажигает ... Велик...
scarlet cherry: Здорово! Столько эмоций отв...
maxxx: Ого, какая эпичная дискусси...

Картинки-
Kirill: аквариум дюна
Kirill: чай вдвоем(чайник и две чашки)
asd: Ногу свело Ночные снайперы

Страницы-
sas: Зачем я в твоем КАМИНтарии?
python KAA: СКОРИКтируйте личный состав...
AD: Список участников, проверяй...
DJ DRF: До 50 лет также можно добра...
Dame van der Jahr: фото надо добавитьSmile ники н...

Голосование
Когда вам комфортнее приходить на тренировки в парк Щорса?

Пятница, 18-00
Пятница, 18-00
26% [5 Голосов]

Суббота, 15-00
Суббота, 15-00
42% [8 Голосов]

Ну его, этот свояк
Ну его, этот свояк
32% [6 Голосов]

Голосов: 19
Вы должны авторизироваться, чтобы голосовать.
Начат: 14:46 30 Май 2014
Закончен: 01:07 30 Июнь 2014

Архив опросов
Наша кнопка

Друзья
ИГРА-УКРАИНА
$$$
Иерархия Статей
Раздел статей » Теория игр » Курс молодого вопросника, лекция 1
Курс молодого вопросника, лекция 1
Лекция №1
Copyright © 2002-2003 Александр Левитас

Аксиомы вопросника

Прежде чем мы начнём изучать конкретные приёмы написания и шлифовки вопросов, я хочу предложить Вашему вниманию несколько принципов, отражающих моё понимание игры в "Что? Где? Когда?", роли вопросника в этой игре и правил, которым должен соответствовать вопрос, чтобы его можно было считать красивым и профессиональным. Знакомство с этими принципами позже поможет Вам понять, почему я советую поступать тем или иным образом, использую или не использую те или иные приёмы и т.п.

В первую очередь, подражая Эвклиду, позволю себе предложить несколько "аксиом ЧГК", от которых я отталкиваюсь в своей работе вопросника.
Аксиома №1: ЧГК – это состязание интеллектов, а не знаний



Меряться знаниями глупо. Брокгауза с Эфроном всё равно не переплюнешь, а Google всегда сможет правильно ответить на большее количество вопросов на знание, нежели команда чемпионов мира. Куда интереснее состязаться в логике, гибкости мышления, способности к нетривиальным ассоциациям и т.п.
Аксиома №2: ЧГК – это игра, в которую играют ради удовольствия



А иначе – зачем? Конечно, есть несколько команд, сделавших "Что? Где? Когда?" своей профессией, но узок их круг и страшно далеки они от народа. Большинство знатоков играет ради кайфа и адреналина.
Аксиома №3: Радует только игра, исход которой не предрешён



Кто захочет играть, будучи полностью уверенным, что проиграет? Не знаю. Во всяком случае, не я. А точно зная заранее, что выиграет? Возможно, кто-то и захочет, если он любит получать кубки и медали. Но много ли радости приносит такая игра? Куда больший кайф – биться в полную силу, до последнего момента не зная, удастся ли тебе выиграть на этот раз.
Аксиома №4: Радует только игра, исход которой зависит от тебя



Даже в казино, где выигрыш и проигрыш зависят только от везения, тебе и то дают возможность повлиять на исход игры – выбрать, на какой номер рулетки поставить, снять колоду и т.п. Иначе было бы неинтересно играть. А уж в интеллектуальные игры – тем более.
Аксиома №5: Радует только игра против равного противника



Потому что игра против существенно более слабого противника – избиение младенцев, а против существенно более сильного – сизифов труд. И в обоих случаях исход игры предрешён заранее.
Аксиома №6: Каждый вопрос ЧГК – отдельная маленькая игра



Именно поэтому слабые команды участвуют в турнирах вместе с сильными, детские – вместе с взрослыми. Да, они знают, что первого места им не видать, что макро-игра ими заранее проиграна – но зато они отыграют 30, 40 или 60 микро-игр и смогут выиграть некоторые из них.
Аксиома №7: В ЧГК команда играет против вопроса / вопросника



На турнире команда старается обойти своих соперников. Однако в каждой микро-игре, стараясь взять тот или иной вопрос, команда играет не против других команд, а против автора вопроса. Или, вернее, против самого вопроса.
Аксиома №8: Задача вопросника – быть "равным противником"



Эта аксиома, по сути – сумма всех предыдущих. Задача вопросника в "Что? Где? Когда?" – дать командам вопросы, которые будут для знатоков "равными противниками". Такие вопросы, чтобы каждая команда имела шанс взять каждый из них, если сумеет сыграть в полную силу – но именно шанс, а не гарантию.

Из этих аксиом следуют несколько принципов, соответствие или несоответствие которым, на мой взгляд, отличает хороший вопрос от плохого, красивый от некрасивого, профессиональный от непрофессионального:
Принцип №1: Вопрос должен браться головой



Ответ на вопрос должен следовать из самого вопроса. Вопросы, ответы на которые можно только знать или не знать, равно как и угадайки вроде игры в рулетку, тут непригодны. "Каков атомный вес циркония?" или "В какой руке у меня монетка?" – это не плохие вопросы ЧГК, это вообще не вопросы ЧГК.
Принцип №2: Вопрос должен быть един для всех



Ни одна из команд не должна иметь априорного преимущества перед другими, вне зависимости от того, из какого она города, какие книги читают игроки и как они любят проводить досуг. На "межгороде" не задают вопросы по истории Москвы, на межфакультетском турнире – на знание физики. Вопросы "только для преферансистов" или "только для меломанов" неуместны вообще.
Принцип №3: Вопрос должен браться на основе общих знаний



Если для ответа на вопрос нужно обладать каким-то экзотическим знанием вроде сленга футбольных болельщиков, это однозначно плохой вопрос. Всеми сведениями, необходимыми для взятия вопроса, должны обладать все команды. Если в этом нет уверенности, лучше ввести эти сведения в текст вопроса.
Принцип №4: Ответ должен однозначно следовать из вопроса



Вопрос не должен быть угадайкой, когда команде приходится выбирать среди нескольких равноценных версий правильную, подбрасывая монетку. В случае, когда возможно появление нескольких версий, одинаково отвечающих всем условиям вопроса, автор должен ввести отсечку, позволяющую выбрать правильный ответ.
Принцип №5: Вопрос не должен браться "от фонаря"



Вопрос не должен ставиться в такой форме, когда ответ можно просто угадать, поскольку вариантов выбора – кот наплакал. Нельзя заканчивать вопросы фразами наподобие "Назовите этого великого русского поэта", "В какой цвет её должны были покрасить?", "А направо или налево?" – эти вопросы можно взять случайно, "от фонаря", просто угадав ответ.
Принцип №6: Команда отвечает на тот вопрос, который задали



Насколько мне известно, среди знатоков нет телепатов. Игроки отвечают на то, что спросил автор, а не на то, что он хотел спросить, подразумевал, имел в виду и т.п. Если автор небрежно сформулировал вопрос и в результате получил ответ, соответствующий всем пунктам вопроса, но отличающийся от авторского – это проблема автора, а не игроков.
Принцип №7: Вопрос должен строиться на интересной фактуре



Информация, содержащаяся в комплексе "вопрос + ответ + комментарий", должна быть либо интересной, либо, как минимум, забавной. Это может быть какая-то занятная история, необычный факт, изящная шутка, легенда, анекдот, нетривиально решённая задача, цитата или что-то ещё – главное, чтобы это была интересная информация.
Принцип №8: Тема для вопроса должна быть незаезженной



Вопросы по фильму "Джентльмены удачи", книге "12 стульев" или песне "В лесу родилась ёлочка" уже утомили всех и вся. Если по какой-то фактуре уже задавались 100 вопросов, Вам едва ли удастся выжать из неё ещё и 101-й вопрос, который будет так же приятно играть, как и первый. Куда лучше будет поискать другую фактуру.

Разумеется, Вы можете не согласиться со мной относительно этих принципов, у Вас может быть свой взгляд на "Что? Где? Когда?" – но именно на этих принципах будут основаны все мои последующие уроки. А теперь перейдём от теории к практике.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Events
<< October 2017 >>
Mo Tu We Th Fr Sa Su
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

No events.

$$$
$$$
Счетчики

$$$
Время загрузки: 0.06 секунд 14,811,579 уникальных посетителей