Статья Евгения Поникарова "Эрудит-квартет"
Прислано nedotpoga 00:49 20 Март 2009
Хотя ЭК является разновидностью СИ и общие принципы одинаковы, есть несколько отличий, которые следует учитывать при написании пакетов. И пусть многое из того, что написано ниже, покажется довольно очевидным, опыт показывает, что все равно регулярно встречаются нарушения. Да и сам я еще три года назад, когда не имел нужного опыта, нарушал кое-что из ниженаписанного, чего сегодня бы никогда не сделал.

Как я писал в вышеупомянутой статье, при составлении пакета СИ редактор преследует три цели.
• Во-первых, по возможности объективно расставить игроков по уровню их эрудиции и сообразительности (спортивность).
• Во-вторых, сделать это так, чтобы не возникли скандалы (беспроблемность).
• В-третьих, сделать пакет по возможности интересным и привлекательным (эстетичность).

Сосредоточимся на различиях в обеспечении спортивности, которые имеются между СИ и ЭК.

Под ЭК будем понимать стандартный "Эрудит-квартет" – командную игру с тремя раундами: светлым (открытым), полусветлым (полуоткрытым) и темным (закрытым), в каждом раунде по четыре темы.
Прежде всего, обратим внимание, что в определение входит слово "командная". Это означает, что мы имеем дело не просто с суммой нескольких игроков. Имеется принципиальное отличие от СИ, поскольку командная игра подразумевает командную стратегию и тактику. В основном она сводится к трем компонентам.
• Во-первых, оптимальное распределение игроков команды по темам.
• Во-вторых, обеспечение своего игрока информацией о теме, которую ему придется играть.
• В-третьих, учет каждым игроком при индивидуальной игре общего турнирного положения своей команды.

Первый пункт, в свою очередь, делится на две части – распределение игроков в соответствии с их знаниями и интересами, и распределение в соответствии с конкурирующими игроками команд-противников, идущими на ту же тему.
Понятно, что с точки зрения редактора пакета из всего этого списка нам интересны два момента: распределение игроков по темам в соответствии с их знаниями и помощь игроку со стороны команды. Иными словами, редактору нужно думать о том, чтобы в пакете было что распределять, и чтобы в пакете было на чем помогать.
Строго говоря, можно написать пакет, в котором не будет ни той, ни другой проблемы. Но обычно так не происходит.

Распределение по узости
Игроки выбирают себе те темы, которые они знают – это естественно. А зачем редактору им в этом помогать? Разумеется, для увеличения спортивности. Если при теме "Футбол" по случайности только один человек из игроков окажется в ней специалистом, то он получит неоправданно большую фору. А если специалистов не окажется вообще, то игроки будут молчать. Им неинтересно, дистанция игры сократится, а труды редактора фактически вообще пропадут даром. А оно надо?
Следовательно, редактор должен постараться, чтобы каждую тему играли те участники, которые в данном вопросе обладают надлежащей компетентностью. Они будут выяснять, кто больше знает и быстрее думает, а редактору гарантировано, что тема не прозвучит впустую. Для этого нужно грамотно распределить темы по раундам.
Очевидно, что команда может свободно распределять игроков в пределах первых пяти тем (четыре темы светлого раунда и первая - полусветлого), а ограниченно – в пределах еще двух тем полусветлого раунда. Оставшиеся пять тем с этой точки зрения являются темными.
Следовательно, пять первых мест – это удобные места для "специализированных" тем. Под этим термином я подразумеваю темы, в которых существуют специалисты – "Театр", "Кино", "Хоккей", "Книжный мир" и так далее. Чем дальше к концу полусветлого раунда, тем менее это допустимо. При этом, разумеется, нужно понимать, что с точки зрения наличия специалиста тема "Лебеди в искусстве" ничуть не более узка, чем тема "Искусство".
В темный диапазон ставить такие темы совершенно неприемлемо. Да, некоторые игроки любят говорить, что такой прием увеличивает интерес, непредсказуемость и так далее. Конечно, оправдывать свой проигрыш аргументом "не угадали расстановку" приятнее, чем признать проигрыш в равных условиях. Предлагаю тогда играть в рулетку, а не в ЭК. В темном диапазоне должны оказаться максимально широкие, "неспециализированные" темы. Например, матричные (буквенные), "Самое-самое", "Пять", "Каменная тема", "Одна буква" и тому подобное. При этом игроки оказываются в одинаковых условиях. Что и требуется для обеспечения спортивности. Конечно, такие широкие темы можно ставить и в первые раунды, если у редактора нет "специализированных". Но так бывает крайне редко.

Увеличение узости по сравнению с СИ
Следующий момент, который нужно осознать – первые пять тем в бою ЭК могут быть более узкими, нежели в пакете СИ. Если в бою СИ из 6 тем попадается тема "Хоккей", шансы, что встретятся три знатока спорта, весьма малы, а в противном случае фора для специалиста слишком велика. Даже в пакете из 10-12 тем такая тема не особо уместна.
Но в ЭК вероятность того, что в бою встретятся три игрока примерно равной компетенции, гораздо выше! Следовательно, редактор может себе позволить поставить даже довольно узкие темы – "Балет", "Олимпийские чемпионы", "Правила дорожного движения", "Фантастика в Голливуде", "Булгаков". А тот же "Хоккей" можно даже сузить, к примеру, до темы "Хоккейные Викторы" или "Родственники в хоккее". В некоторых узких темах могут помочь еще и члены команды.
Все эти темы в пакете СИ или давали бы фору, или могли пропасть даром. Сейчас же они будут отыграны с гораздо большей пользой.

Сложность
Следует отметить, что, поскольку темы отыгрывают специалисты, темы первых раундов можно делать несколько сложнее, чем в СИ. Впрочем, определенное увеличение сложности произойдет автоматически при увеличении узости, о котором идет речь в предыдущем пункте.

Точное соответствие темы названию
Это – очень важное отличие от СИ. Чтобы команда распределяла игроков по темам правильно, названия тем должны в точности соответствовать содержанию. Неприятно, когда вас как географа отправили играть тему "Города", а пять вопросов темы - спортивный, экономический, литературный и так далее...
Если в пакете СИ это вообще не имеет никакого значения, то в ЭК спортивность требует, чтобы команды объективно представляли себе содержание открытых тем. Отклонения, конечно, допустимы, но небольшие.
Итак, название тем 1-7 должно отражать их содержание. Для тем 8-12 это необязательно.

Помощь команды
В некоторых случаях команда может предположить содержание темы по ее названию. Соответствующие идеи она подбрасывает игроку, намеченному для игры. Разумеется, если тема называется "Литература" или "Индейцы", ничего особо полезного не получится. Однако когда вы натыкаетесь на тему "Литературные индейцы", то эта практика вполне себя оправдывает. Иными словами, помощь команды эффективна там, где тема является достаточно узкой. "Роботы в кино", "Инициалы Ф.Ф.", "Черная биология" – типичные примеры названий, где можно попробовать предугадать будущие вопросы.
Некоторым игрокам не нравится, если вопросы темы можно предугадать. Но это вполне объективный показатель качества командной игры. Тем более что никто ведь не заставляет редактора делать слишком много тем, подходящих для командной помощи.

Для таких тем у нас имеется светлый и полусветлый раунд. В какое именно место ставить темы, которые допускают помощь команды? Если поставите в первый раунд, у команды будет больше времени для подсказок. Если поставите во второй, количество времени будет уменьшено, следовательно, придется повышать интенсивность работы команды.

В итоге типичное нормальное распределение тем в одном бое ЭК выглядит так.
Темы 1-5. Специализированные темы той или иной степени узости – "Химические элементы", "Астрономия", "Голос за кадром", "Компьютерная тема", "Знаменитые детективы", "Николаевичи в поэзии", "Кинопароходы". Название тем отражает реальное содержание.
Темы 6-8. Неспециализированные темы постепенно уменьшающейся узости, причем команда при случае может помочь своим представителям – "Горы", "Вертикальная тема", "Народы мира", "Кушать подано", "Звездная тема". Название тем 6-7 отражает реальное содержание.
Темы 9-12. Неспециализированные темы, ставящие игроков в равные условия – "От А до Я" (и другие матричные темы), "Вопросы", "Летите, голуби, летите", "Головы", "Шерше ля фам", "Романы", "Анаграммы", "Три и пять". Название тем не обязательно точно отражает содержание.